Особенности речевого развития
18.04.2023, 15:49

Особенности речевого развития

 

 

возрастные особенности речевого развития

признаки нарушения речевого развития

основные виды речевых нарушений: "говоруны", "молчуны", дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, мутизм, детский аутизм, общее недоразвитие речи (ОНР)


 

 

1. Возрастные особенности речевого развития


 

КРИК - самое первое проявление речи
 

ГУЛЕНИЕ: с 2 - 3 мес. до 5 - 7 мес.

  • произнесение гласных звуков, близких к "А", "Ы", "У", возможно в сочетании с согласным "Г" -  как активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков

  • параллельно идёт процесс развития понимания речи

  • малыш учится управлять интонацией


ЛЕПЕТ: 7 - 9 мес.

  • ребенок произносит серии одинаковых слогов: "ба - ба - ба", "тя - тя - тя" и т.д. 

 

9 - 11 мес.

  • малыш подражает звукам речи взрослого

 

11 - 13 мес.

  • появляются первые осознанные ребенком двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов - "мама", "дядя" и т.д.

  • количество слов к 2 годам значительно увеличивается - около 300 слов различных частей речи


2 - 3 года

  • начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения (длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро)

к 3,5 годам - словарь ребёнка насчитывает больше 1 000 слов

 

 

 

2. Признаки нарушения речевого развития

 

К концу 1 месяца:

  • ребёнок никогда не кричит перед кормлением


К концу 4 месяца:

  • ребенок не улыбается, когда с ним заговаривают

  • не гулит


К концу 5 месяца ребёнок:

  • не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет

  • не прислушивается к музыке


К 7 месяцам:

  • не узнает голоса близких

  • не может правильно реагировать на интонации

  • не отдает предпочтение мелодичным погремушкам


К концу 9 месяца:

  • у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего


К концу 10 месяца:

  • малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания


К 1 году:

  • он не может произнести ни слова

  • не может выполнить простейшие просьбы ("покажи", "принеси")

  • не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения


К 1 году 4 месяцам:

  • не может адекватно ситуации употреблять слова "мама" и "папа"


К 1 году 9 мес.:

  • не может произнести 6 осмысленных слов


К 2 годам:

  • ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый

  • не выполняет сложные просьбы: "Сходи на кухню и принеси чашку"

  • не узнает близких на фотографиях


К 2,5 годам:

  • не понимает разницу между словами "большой" и "маленький"


К 3 годам:

  • не понимает короткие стихи, рассказы, сказки

  • не пытается их пересказать

  • не может показать, какая линия самая длинная

  • не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия


В 4 года:

  • не знает названия цветов

  • не считает в пределах пяти

  • не слушает длинные сказки

  • не может рассказывать ни одного стихотворения

 

 


3. Основные виды речевых нарушений

 

"Говоруны"

 

"Говоруны" отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы.


Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

Иногда "говоруны" начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, всё остальное они "сделают" сами.

 

"Молчуны"


"Молчуны" склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо "созревать". Любая перемена требует от них времени для адаптации. "Молчунам" очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто.

Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае "молчун" может замкнуться в себе.

Однако, если ваш "молчун" не заговорил к 2 - 3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту (невропатолог, логопед).

 

Дислалия


Дислалия - это один из самых распространённых дефектов речи.

При дислалии отмечается:

  • хороший слух у ребёнка

  • достаточный запас слов

  • ребёнок правильно строит предложения и согласовывает в них слова

  • у него чёткая речь, несмазанная

  • но - имеется дефектное произношение звуков


Формы дислалии:

простая - это нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, звук "р") или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие "с", "з", "ц")

сложная - когда нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих "с", "з", "ц" и шипящих "ш", "ж", "ч", "щ").
 

Дизартрия


Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков.

У такого ребёнка отмечается:

  • нечёткая речь

  • смазанное звукопроизношение

  • нарушение голосообразования

  • изменение темпа речи, ритма и интонации


Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Выделяют также стёртую форму дизартрии. Дети со стёртыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

 

Ринолалия


Ринолалия - это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает:

открытая - когда струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот.

Это бывает:

  • при расщеплении твёрдого и мягкого нёба - "волчья пасть",

  • при травме ротовой и носовой полости,

  • при параличе мягкого нёба


закрытая - когда закрыт проход воздуха в нос.

Причина:

  • разращение в носу,

  • аденоиды, полипы,

  • искривление носового хода

 

Заикание


Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата.

При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания.

Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

  • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и)

  • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы

  • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы

  • затрудняется перед началом речи


Профилактика заикания

  • Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.

  • Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

  • Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы)

  • Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

  • Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

  • Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

  • Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темной помещении! если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

 

Алалия


Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 - 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга (наступившим во внутриутробном или раннем развитии ребенка).

Виды нарушений:

моторная алалия - ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить

сенсорная алалия - нарушено восприятие и понимание чужой речи

У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии - автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа ребёнок повторяет сам вопрос).


Будьте внимательны!
Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

  • не реагирует на обращённую к нему речь, даже если его называют по имени, не замечает другие, даже очень тихие звуки

  • в отличие от слабослышащего ребенка - не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей

 

Мутизм


Мутизм - это прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.


Мутизм бывает:

общий - когда от ребёнка нельзя добиться ни слова

избирательный - когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например, в детском саду) или с определённым человеком


Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребёнок. Лучшие средства - нежность и доброта.
 


Детский аутизм


Детский аутизм - это болезненное состояние психики, при котором ребёнок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира.


Основные проявления детского аутизма:
 

Избегание контактов с людьми, замкнутость:

  • с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми, не прижимается к матери, не протягивает призывно ручки, редко улыбается взрослым, не откликается на свое имя,

  • у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Извращенные сенсорные реакции:

  • так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, или напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг;

  • иногда могут избирательно отказываться надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.).

Стереотипность поведения:

  • однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий;

  • разыгравшись, может часами бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери и т.д.;

  • большая привязанность к обстановке, к месту, а не к людям;

  • может предпочитать определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;

  • отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность;

  • формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием;

  • для таких детей характерно чувство опасности, их страхи порой неоправданы - малыш может бояться настольной лампы или черных ботинок, при этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

Нарушения речевого развития:

  • поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание;

  • ослаблена реакция на обращение взрослых;

  • самостоятельная речь также может  быть позднее обычных нормативных сроков;

  • ребенку характерны - эхолалия, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.


На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка.

Такими тератогенами могут выступать:

  • компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты),

  • алкоголь, никотин, наркотики,

  • лекарственные препараты,

  • внутриутробные инфекции,

  • стрессы,

  • факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.).


С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К.С.Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)

  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)

  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)

  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

 

Общее недоразвитие речи (ОНР)


Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи и т.д.) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

 

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.


1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием её элементов ("безречевые дети").

  • Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами ("туту" - поезд, "ляля" - кукла и т.д.). Обычно одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: "биби" - машина, самолет, пароход, грузовик.

  • Фразовая речь отсутствует, дети используют однословные слова-предложения: "Дай" означает "Дай куклу" или что-либо другое.

  • Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

  • Слоговая структура сильно нарушена, в речи преобладают 1 - 2-сложные слова со значительными нарушениями: например, "аба" - собака, "алет" - самолет и т.д.


2-й уровень ОНР - дети используют уже более развернутые речевые средства, однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.

  • В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, некоторые числительные, наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены ("лябака" - яблоко, "обуйчик" - огурчик).

  • Отмечается присутствие в речи детей двух, трёхсловной фразы ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке"), но связи между словами предложения еще грамматически не оформлены - это проявляется в большом количестве аграмматизмов.

  • Предлоги чаще всего  опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты ("Ника ези а той" - Книга лежит на столе).

  • В речи детей нарушается согласование глагола и существительного ("мачик сидят" - мальчик сидит, "иса безал" - лиса бежала), прилагательного с существительным ("касный зезда" - красная звезда).

  • Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.

  • Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16 - 20 звуков.

  • Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из 2 - 3 и более слогов. дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги ("вимедь" - медведь, "лисипед" - велосипед).

  • Рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок, который  характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.


3-й уровень ОНР характеризуется развёрнутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклоенения в развитии различных сторон речи.
Имеющиеся нарушения касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

  • Предложения в основном простые, но есть и некоторые виды сложных предложений. При этом структура их может нарушаться: нет нет главных или второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину" - "Папа забивает гвоздь для картины).

  • Есть небольшое количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.д. - неправильные формы множественного числа существительных ("ведры" - ведра, "ухи" - уши), неправильное согласование существительных с прилагательными ("красная солнце"), числительных с существительными ("пять елки") и т.д.

  • Недостаточное понимание и употребление сложных предлогов ("из стола" - вместо "из-за стола").

  • Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки".

  • Ошибки в словообразовании - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных ("стулик" - стульчик), относительных прилагательных ("кожевый" - кожаный), притяжательных прилагательных ("медведин хвост" - медвежий хвост), глаголы с приставками ("зашивает пуговицу" - пришивает пуговицу).

  • По звуковой стороне речи часто остаются нарушения в произношении некоторых сложных звуков (например, Р, Л).

  • Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава ("аквариа" - аквариум).

  • При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

  • Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.


 

 

Категория: Речевое развитие | Добавил: Sovenok-baby
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5

avatar