Формы дисграфии
24.04.2016, 13:04

Формы дисграфии

 


Выделяют 5 форм дисграфии.

 

1. Артикуляторно - акустическая дисграфия 

Артикуляторно - акустическая дисграфия  заключается в неправильном произношении звуков.

У ребёнка отмечается:

  • смешение звуков (когда все звуки поставлены и усвоены ребёнком, но в речи он допускает ошибки, смешивает один звук с другим)

  • замена звуков (ребёнок не все звуки произносит правильно, идёт замена звука на более простой)

  • отсутствие звуков в устной речи.

В таком случае идёт замена, перестановка или пропуски букв в письме.

Бывает, что нарушения звуков в устной речи ребёнка уже устранены, но в письменной речи остаются ошибки с пропусками, смешением или заменой букв. Значит у ребёнка пока не выработалась чёткая опора на правильную артикуляцию звуков.

Коррекционная работа при артикуляторно - акустической дисграфии направлена:

  • на коррекцию звукопроизношения

  • на развитие фонетического слуха

  • на развитие фонематического восприятия.

 

2. Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия - когда  у ребёнка недостаточно развита слуховая дифференцировка звуков.

Данный вид нарушения проявляется в замене букв (фонетически близких звуках). 

  • твёрдые и мягкие согласные: [б-б'], [п-п'], [г-г'] 

  • свистящие и шипящие согласные: [с-ш], [з-ж], [с'-щ] 

  • звонкие и глухие согласные: [б-п], [в-ф], [ж-ш] 

  • африкаты и их компоненты: [ч-т'][ч-щ], [ц-т], [ц-т'], [ц-с]

  • сонорные: [р-л];

  • заднеязычные: [г-к-х];

  • гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];

  • лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].

Коррекционная работа при акустической дисграфии направлена на развитие:

  • фонетического слуха

  • ​фонематического восприятия


3. Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Ребенок затрудняется выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. 

Искажения на уровне слова:

  • пропуски согласных при их стечении (страна - "стана", скрип - "крип")

  • пропуски гласных (банка - "бнка", корова - "корва")

  • вставка лишних букв (трон - "трнон", гвоздь - "гвовздь")

  • перестановки букв (укроп - "уркоп", страна - "сратна")

  • добавление букв (стол - "сотол", маска - "масака")

  • пропуски, добавления, перестановки слогов (самолёт - "мосалёт", буханка - "хубанка")

Искажения на уровне предложения:

  • слитное написание слов, особенно предлогов и союзов с другими словами (Маша и Таня играли во дворе - "МашаиТаня играли водворе")

  • раздельное написание слов (приставок, корня) (Мама в огороде собирала огурцы - "Мама вагороде  са бирала огурцы")

  • запись целого предложения в виде одного (часто искаженного) «слова» (Кошка сидит на крыше - "Кшкаститнарыши")

  • ребёнок забывает ставить точки в конце предложения

  • пишет новое предложение с маленькой буквы

Коррекционная работа при несформированности языкового анализа и синтеза направлена:

  • на развитие языкового анализа и синтеза

  • на развитие слогового анализа и синтеза

  • на развитие фонематического анализа и синтеза


4. Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется у школьника с 3 класса при изучении грамоты.

Сразу выявляются трудности при изменении слов по падежам, родам и числам:

  • неправильные написания окончаний слов

  • неправильные согласования слов между собой

Искажения на уровне слова:

  • замена префиксов и суффиксов (налила – «палила», зайчата – «зайчонки», рука – «рукища»)

  • замена падежных окончаний («много деревов»);

  • нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»)

  • изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);

Искажения на уровне словосочетения и предложения:

  • нарушение  согласования (сущ. + прил., сущ. +  числ., – «красная мак», «летние день», «пять сумки», семь девочков»)

  • нарушение согласования слов в предложении (Дети играют во дворе. – «Дети играет дворе». Корабли плывут по морю. - "Корабли плывут по море".)

 

Коррекционная работа при аграмматической дисграфии направлена:

  • на развитие лексико-грамматического строя речи 


5. Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии отмечаются нарушения зрительно-пространственных представлений.

- искажённое воспроизведение букв на письме:

  • неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов,

  • зеркальное написание букв,

  • недописывание элементов,

  • лишние элементы

- замены и смешения графически сходных букв:

  • по одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш,

  • состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д,  Э-С.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.

Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв.
Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии направлена развитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса,

  • зрительного мнезиса,

  • зрительного анализа и синтеза,

  • пространственных представлений.  


Чаще всех встречается артикуляторно-акустическая дисграфия.

Помимо "чистых" форм дисграфии встречаются и смешанные формы.


Источник материала - статья "Дисграфия" с сайта "Центр речевых технологий"

 


Категория: Дисграфия - общее | Добавил: Sovenok-baby | Теги: дисграфия
Просмотров: 2131 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar