Трудности письма
24.04.2016, 08:51

Трудности письма

 

Т.В.Ахутина

Информация данной статьи для нашего сайта взята из работы Татьяны Васильевны Ахутиной "Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика" - российского учёного, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области нейропсихологии и психолингвистики.


(ознакомиться с биографией, научной деятельностью Т.В.Ахутиной можно по ссылке - ВикипедиЯ)


Ниже представлены механизмы трудности письма, которые часто встречаются у детей, но редко обсуждаются в литературе.
 

"Регуляторная" дисграфия


Выражается несформированностью произвольной регуляции действий. Трудности:

  • включения в задание,

  • ориентировки в задании,

  • удержания произвольного внимания,

  • импульсивность решений и инертность,

  • трудности переключения с одного задания на другое.

 

В письме это отражается следующим:

  • инертное (навязчивое) повторение элементов буквы, букв, слогов, слов, типов заданий - персеверации;

  • пропуски элементов буквы, букв, слогов;

  • неправильное предугадывание дальнейшей буквы (замена буквы на другую) - антиципация;

  • "слипание" (слитное написание) слов - контаминация,

  • отсутствие выделения начала предложения (проставление точек, заглавные буквы в начале предложения),

  • несоблюдение правил написания прописной буквы, безударных гласных и т.д.

 

Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры - ещё одна распространённая причина трудностей письма.

У детей наблюдается:

  • повышенная утомляемость,

  • колебания работоспособности - работоспособность меняется в течение четверти, недели, дня, урока,

  • включение в задание происходит не сразу,

  • начиная выполнять задание, ребёнок быстро устаёт,

  • через некоторое время рабочее состояние может вернуться, но уже на сниженном уровне, ребёнок вновь устаёт - ложится на парту или сползает с неё,

  • ребёнок пишет медленно,

  • навыки труда автоматизируются с большим трудом,

  • во время письма может нарастать тонус мышц,

  • ребёнку трудно удержать рабочую позу,

  • величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

 

Коррекционная работа при "регуляторной" дисграфии направлена на развитие методов программирования и контроля произвольных движений.



Зрительно - пространственная дисграфия


Базисные, рано формирующиеся функции связаны по преимуществу с работой правого полушария:

  • зрительно-моторные координации,

  • соотнесение движения с вертикальной и горизонтальной координатами,

  • объединение в одно целое,

  • запоминание общего взаиморасположения частей - целостный образ.


Левое полушарие решает более сложные задачи:

  • тонкий анализ деталей, частей,

  • речевое опосредование


Трудности письма у детей со зрительно-пространственной дисграфией по правополушарному типу:
сложность в ориентировке на тетрадном листе,

  • в нахождении начала строки;

  • трудности в удержании строки;

  • постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру;

  • раздельное написание букв внутри слова;

  • трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы:
    - замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например, К-Н),
    - замены рукописных букв печатными,
    - необычный способ написания букв, особенно прописных;
    - не дописывание элементов букв, что связано с недоучетом их количества («и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»);
    - добавление лишних элементов («ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.п.);
    - в неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов («в» вместо «д», «б» вместо «д»), включая сюда и зеркальное изображение букв (« » вместо «С»);
    - в написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква «н» может быть заменена на «к», «ч» на «г», буква «з» - на «у», «р» - на «п» и т. п.

  • устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; 

  • ​замены букв У – Ч, д – б, д - в;

  • невозможность создания навыка идеограммного письма ("Клоссная робота","Упрожнение", "кено" вместо "кино");

  • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

  • нарушения порядка букв;

  • тенденция к фонетическому письму ("радсно" вместо "радостно", "ручйи" вместо"ручьи");

  • трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно;

  • ​позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишутся отдельно от корней.

 


Категория: Дисграфия - общее | Добавил: Sovenok-baby | Теги: трудности в письме, дисграфия
Просмотров: 1291 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar