Части лица, части тела, ориентировка в пространстве
20.04.2016, 19:28

Занятие №1.2.

 

Части лица, части тела,

ориентировка в пространстве
 


 

Перед выполнением  артикуляционных упражнений нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве.
Может ли он показать, что находится:

  • справа, слева,

  • спереди, сзади,

  • наверху, внизу;

  • различает ли он правую и левую руки.

Без этого выпол­нение артикуляционных упражнений будет идти с трудом.

 

Первая игра – «Что где находится?»

Наглядный материал: картинки с изображением различных предметов.
 
- Посмотри, я принесла тебе картинки. Назови, что нарисовано на каждой из них.
Взрослый проверяет, как ребёнок понимает названия картинок (для детей 3 – 4 лет):

  • Дай лягушке Тёме ,,,,,, «дом»

  • Дай Тёме,,,,,, «кита» и т.д.

 
Затем взрослый раскладывает картинки на столе (9 картинок: 3 в каждом ряду).

  • Что лежит справа? слева? наверху? внизу? посередине?

  • Положи кота справа от цветка.

  • Положи на стол картинку с изображением лампы. Сверху – мяч. Снизу – жук. Справа – кит. Слева – сок.

 
Дальше у ребёнка можно спросить:

  • Что в комнате находится … перед тобой (спереди)?

  • Что в комнате находится … за тобой (сзади)?

  • Подними руки вверх.

  • Опусти руки вниз.

 

  • «Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз».

  • «Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое».

  • «Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку» и т.д.

 
 

  Вторая игра – «Знакомимся с частями лица»

 

закрепляем названия частей лица
Ну-ка, Дима, (имя ребёнка) покажи,
Щёчки где у нас? Скажи:
Это… правая щека,
Это… левая щека!
Щёчки смело надуваем,
А потом  - сдуваем!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
закрепляем названия частей лица Твои зубки так стоят:
Верхний ряд и нижний ряд!
Справа, слева – это боковые,
Есть ещё передние –
Вот они какие!
Мы зубками грызём,
Кусаем и жуём!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
 
 
   
закрепляем названия частей лица
Это - верхняя губа,
Это - нижняя губа,
Так играем мы с утра!
Наши губки встрепенулись
И красиво улыбнулись!
Трубочкой вперёд тяни
И подольше так держи!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
закрепляем названия частей лица Ротик дружно открываем –
Подбородок вниз мы тянем!
Держишь так ты до пяти,
Неподвижно, ты замри!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
 
 
   
закрепляем названия частей лица
А во рту есть потолок.
Увидишь его, как откроешь рот.
Это нёбо, посмотри,
Язык вверх к нему тяни!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
закрепляем названия частей лица А у губок есть края,
Это – уголки рта!
Это – правый угол рта,
Это – левый угол рта.
Пальчиком их покажи
И в зеркальце на них смотри!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
 
 
   
закрепляем названия частей лица
Язычок у нас живёт!
С нами песенки поёт!
Это – кончик язычка,
Тут – боковые края.

Спинка есть у язычка,
Есть и корень – вот дела!
Язычок играет смело:
Вверх и внизнаправо – влево!
Как лошадка поскакал,
А потом во рту пропал!

Молодец, ура, давай
Дальше так же продолжай! 
закрепляем названия частей лица От дёсен зубки «растут»
Дёсна зубки берегут!
Десна верхние вот тут,
А дёсна нижние – тут!

До конца мы дошли,
Части личика прошли! 

 

 

Третья игра – «Что могут делать органы артикуляции»

 
  • Широко открываем рот

 

Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.

 

 

 

  • Надуваем и втягиваем щёки

 

В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.

 

 

 

  • Оттягиваем нижнюю челюсть (подбородок) вниз и обратно

 

Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.

 

 

 

  • Открываем рот. Гладим язычком по нёбу. Затем стучим язычком по нёбу.

 

Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.

 

 

 

  • Делаем улыбку, затем – трубочку.

 

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
 
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.



 

Используемая литература: Крупенчук О.И., Воробьёва  Т.А.Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.


Категория: Изучаем звуки! | Добавил: Sovenok-baby | Теги: части тела, части лица, ориентировка в пространстве
Просмотров: 1145 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar