Методика Марии Монтессори
09.05.2015, 13:17

Методика Марии Монтессори



О Марии Монтессори

 

Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии.

  • Первая женщина в истории Италии, которая окончила курс медицины.

  • Одна из первых носительниц учёной степени доктора наук.

Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой.

Первая "школа Монтессори" была открыта 6 января 1907 года в Риме.

Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день).

Сын Марии Монтессори Марио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).

 

Что такое "методика Монтессори"?


Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе взрослого (педагога) к каждому малышу.


При этом малыш:

  • сам выбирает для себя дидактический материал,

  • сам определяет длительность проведения игры.

 

Педагог при этом лишь помогает:

  • обеспечивает нужную среду для занятий,

  • ненавязчиво учит малыша этой средой пользоваться.


Истинная цель системы Монтессори - не превращение ребёнка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, его индивидуальных способностей.

 

Основные этапы работы с малышом


1 этап

Подготовка игровой среды для каждого малыша.

2 этап

Работа с теми малышами, поведение которых мешает остальным. Главное - показать малышу не раздражение или недовольство, а любовь, помочь каждому найти то, что его заинтересует т поможет сконцентрироваться на работе.

3 этап

Наблюдение за детьми, не нарушая их поисков и работы. Каждый ребёнок сам выбирает себе игру, а педагог лишь помогает при необходимости - как справиться с тем или иным заданием.


Основные зоны монтессори-класса


Зона реальной (практической) жизни

  • обучение малыша самообслуживанию: учимся убираться, стирать, гладить, готовить... Словно мы уже взрослые!

Зона сенсорного развития

  • развитие сенсорики: изучение основных признаков предметов (цвет, форма, величина, высота, длина, вес, количество и т.д.), а также развитие тактильных ощущений, зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти.

Математическая зона

  • формирование количественных представлений, выполнение математических операций, развитие логического мышления, внимания, памяти.

Языковая зона

  • знакомство с буквами, обучение малышей чтению, письму.

Космическая зона

  • знакомство с окружающим миром, с взаимодействием явлений и предметов, с историей и культурой различных народов.


Дополнительно можно организовать:

  • зону двигательных упражнений,

  • музыкальную зону,

  • зону искусств,

  • зону иностранного языка и т.д.


Немного из истории...

Как можно обучать по индивидуальным программам по 40 малышей одновременно?


Известно, что сама Мария Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Как это происходило?

  • Просто она давала возможность каждому малышу самому для себя выбрать то, чем он хочет заниматься.

То есть каждый малыш сам для себя разрабатывал свою индивидуальную программу. Если малыш не знает, чем ему заняться - тогда Мария Монтессори показывала ему что-то новое, что заинтересовывало его. Дети знали, что не нужно шуметь и баловаться, так как они будут мешать другим. После игры нужно обязательно убирать за собой игрушки на место и т.д. Таким образом, каждый малыш понимал, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

  • Также Мария Монтессори подчёркивала, что ребёнок - другой и не надо считать его маленьким взрослым.

Малыш и взрослый по-разному воспринимают мир: взрослый - читая (зрительно) или воспринимая информацию на слух, а малыш - с помощью органов чувств: пробуя предметы на вкус, запах и т.д. Взрослому нужны результаты действия, а малышу интересен сам процесс выполнения.

  • Мария Монтессори использовала разновозрастные группы.

Она писала: "Наши школы показали, как дети разного возраста помогают друг другу, младший смотрит, что делает старший, задаёт по этому поводу различные вопросы, а старший объясняет. Это настоящее обучение, но объяснение и обучение со стороны пятилетнего ребёнка так близко пониманию трехлетнего, что малыш в этом случае усваивает всё быстрее, тогда как мы не смогли бы достичь его разума..."

Ещё один момент в монтессори-педагогике - не упустить тот период в развитии ребёнка, когда он больше всего готов к какому-либо виду обучения. Например, второй - третий годы жизни для малыша - это период формирования речи.

Таким образом, педагог должен уметь поддержать интересы малыша (или помочь им проявиться) и обеспечить индивидуальный подход к нему.



Интересные информационные сайты

 
http://www.montessori-center.ru/ http://montessori-press.ru/
http://www.montessori-center.ru/ http://montessori-press.ru/



 


Категория: Раннее развитие | Добавил: Sovenok-baby | Теги: методики раннего развития, раннее развитие
Просмотров: 933 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar