Методика Никитиных
24.06.2015, 10:49

Методика Никитиных

 

Здравствуйте, уважаемые читатели. Хотелось бы сразу отметить, что информация, предоставленная в данной статье взята с официального сайта семьи Никитиных - http://nikitiny.ru.

Семья Никитиных

Так как в нашем разделе мы хотим кратко ознакомить наших читателей с основными моментами изучаемых методик развития малышей, то и в данной статье - лишь краткая информация о биографии Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных, суть их методики, представление о созданных ими играх (с ссылками уже на их полное и подробное описание).

Хочется выразить огромную благодарность данной семье Никитиных за создание такое интересного сайта. Материал на Вашем сайте огромен и бесценен. Очень нужен и полезен для семей, имеющих как малышей, так и детишек постарше, школьного возраста. Желаем всем Вам здоровья, счастья и процветания!



Никитины Лена Алексеевна и Борис Павлович

 

Борис Павлович  (родился 21 января 1916 г. в станице Суворовская Ставропольского края) – сын военного фельдшера.
 
Закончил школу с отличием, учился в индустриальном институте. Затем поступил в Военно-воздушную академию им.Жуковского. Из-за начала Великой Отечественной войны (был на 4 курсе), был выпущен досрочно со специальностью «инженер-механик по вооружению». Мечтал о небе.
 
Работал по многим профессиям (под Саратовом учил военных летчиков летать). В 1949 году пошел в отставку и с головой ушёл в педагогическую работу. Работал в Москве – в Государственном комитете по трудовым резервам, затем преподавателем в училище, учителем физкультуры, учителем труда в школе и т.д.).
 
Очень серьёзно увлекался идеями А.С.Макаренко. С 1956-58 г.г. – активный участник группы педагогов-единомышленников по созданию такой школы. Даже после её закрытия (1958 год), уже будучи в браке Борис и Лена, всё же поддерживали дружбу со многими участниками.
 
Лена Алексеевна (родилась 31 января 1930 г.  в селе Болшево Московской области – ныне г.Королев). Окончила школу с золотой медалью. Затем – Московский городской библиотечный техникум и далее – Московский областной педагогический институт.
 
Её оставляли работать в Москве, но она была против. Стала  учителем русского языка и литературы в алтайском селе Воеводское. Обучая деревенских школьников, отметила, что предложенные методики не действует, как хотелось бы. Поэтому она стала разрабатывать свою систему упражнений.

 
Семья Никитиных

10 декабря 1957 года на педагогической конференции в Москве Борис и Лена познакомились и в июне 1958 года поженились.

 

Начиная с рождения каждого ребёнка (всего было 7 детей),  они заводили для каждого малыша свой дневник наблюдений, где отмечались параметры их физического развития, результаты медицинских осмотров.
 
Борис Павлович, как отличный спортсмен, общался с малышами, как бы тренируя их. «Закаливание» для всех членов семьи, хождение босиком и в лёгкой одежде, занятия с кольцами, турничками и другими спортивными снарядами – стало их естественным образом жизни.
 
Кроме этого в доме появляются  кубики с буквами, географические карты на стенах и многое другое – так родители старались научить всему своих малышей, заботились об их интеллектуальном развитии.
 
С середины 60-х годов Никитиных стали приглашать на выступления перед родителями, учителями, врачами. Появились первые авторские публикации.
 
Никитины - авторы многих статей и более 10 книг о своем опыте семейного воспитания.  Их книги расходились огромными тиражами. Они стали известными не только  в СССР,  но и в Германии, Японии и других странах.
 
Их семейная жизнь стала как открытым домом для гостей. Обилие журналистов, педагогов, специалистов, для которых дети демонстрировали свои умения. Всё это сильно сказывалось на Лене Алексеевне и уже подросших детей.  И после семейных споров появилась традиция «последнее воскресенье» - теперь всех желающих принимали лишь в последнее воскресенье каждого месяца с 10 часов утра. В 90-е годы,  когда в доме стали жить уже семьи выросших детей, встречи со «всеми желающими» стали проходить в ближайшей Валентиновской начальной школе. Хотя многие гости  при этом оставались не только ночевать, но и жить на несколько дней-недель в доме Никитиных.
 
Данная традиция продолжалась до двух тысячных годов.
 
Семья Никитиных просуществовала 41 год, до января 1999 года, когда ушёл из жизни Борис Павлович. Семья Никитиных оставила огромный след в истории  педагогики. Их метод положил начало системе воспитания, которую позже назвали родительской педагогикой.

 
 

Что такое «методика Никитиных»?

 

Это новая система воспитания и оздоровления детей в семье.

 
 

Основные принципы системы Никитиных  

 

Это «три кита», на которых и выросла концепция развития ребёнка (со слов Лены Алексеевны в 2002 г.):
 

  • «Во-первых, с самого начала жизни богатая для разнообразной деятельности обстановка».

  •  «Во-вторых, свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх».

  •  «И, в-третьих, наша искренняя заинтересованность во всех их делах».

 

Игры Никитиных

 
Игры Никитиных

СЛОЖИ УЗОР (СУ)

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

   

Игры Никитиных

КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ (КВ)

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.

Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

   

Игры Никитиных

ДРОБИ (Д)

Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половину яблока или даже четвертушку, дает откусить или отламывает половину конфеты, печенья, сухарика.
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему-то их усвоение на 5–6 лет – к 3–4-му классу.

   

Игры Никитиных

РАМКИ МОНТЕССОРИ

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952).
Игра  представляет  собой  набор  квадратных  рамок-пластинок. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.
В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок.

   

Игры Никитиных

ТАБЛИЦА СОТНИ

Школьная методика обучения счету учит действовать по правилу, “по алгоритму”, как машина, т.е. “без ума”, а эти 40 задач имеют и “умные”, красивые решения, находя которые задачу можно решить и быстро, и безошибочно. И тот, кто нашел быстрое решение, поумнеет сам, разовьет свои творческие способности в арифметике.

   

Игры Никитиных

ЧАСЫ (Ч)

Часов теперь стало много в каждом доме, в каждой квартире, и дети рано начинают с ними знакомиться.
Наш старший сын, в 3 года читавший не только слова, но и целые фразы, о часах знал только то, что “толстая стрелка считает часы”, а “тонкая считает минуты”. И если у него спрашивали: “Который час?”, он мог ответить: “Часов – десять, а минут – две”...

   

Игры Никитиных

ТОЧЕЧКИ

Сначала это был строгий математический тест, который мы разработали, чтобы измерять “уровень математического развития” детей. Но дети восприняли его по-своему, и мы увидели в нем прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.

   

Игры Никитиных

УНИКУБ (У)

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства.  А  раннее  развитие  пространственного  мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.

 

 

Игры Никитиных

КИРПИЧИКИ (К)

Эта  игра – своеобразная  гимнастика  для  ума. 
Она  не  только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное  мышление  ребенка.
Материалом  для  игры  служат  8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели.
Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3–4-летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших изучать черчение.

   

Игры Никитиных

СЛОЖИ КВАДРАТ  (СК)

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.
Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности.

   

Игры Никитиных

ВНИМАНИЕ (В)

Вот малыш смотрит на игрушку, на картинку в книге, на поезд или автомобиль. Что он увидел в них? Что запомнилось и сохранится в памяти, а что нет? Мы редко задаем себе такие вопросы.
– Раз смотрит, значит и видит, – думаем мы. А это не всегда так. И, к сожалению, обнаруживается это неумение видеть только в школе или даже позже, когда изменить что-либо уже очень трудно.
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.

   

Игры Никитиных

ТАБЛИЦА ПИФАГОРА

Эта игрушка была сделана специально для усвоения таблицы умножения, но мы считаем, что ждать для этого той поры, когда дети станут изучать таблицу в школе, совершенно неразумно. В нашей семье мы играли с 4–6-летними, а младшие, естественно, видели ее и что-то она оставляла и в их памяти.

   

Игры Никитиных

 ТЕРМОМЕТР

Как же можно играть с термометром?

Малышам надо сказать, что стеклянные термометры легко бьются и их дают только взрослым или очень осторожным ребятишкам, которые его нигде не стукнут и не разобьют. А это тоже термометр, на нем можно показать, какая температура в комнате, какая на улице, какая в чайнике, но это детский термометр, его можно брать всем: и большим, и маленьким.

Здесь для фантазии старших большой простор, и дети скоро осваиваются с измерением температуры, четко оперируют понятиями “упала температура” или “поднялась” и на сколько градусов, прибавляют и отнимают отрицательные числа. И наука для них перестает быть абстрактной.

   

Игры Никитиных

УЗЕЛКИ

В  обыденной  жизни  умение  вязать  узлы  не  очень  требуется. Обычно ограничиваются умением связать 2 куска веревочки и завязать себе шнурки на ботинках. И только рыбаку, охотнику, туристу или моряку надо уметь вязать разные узлы и уметь выбрать наиболее удобный в каждом случае.
Но,  кроме  прямой  практической  пользы,  вязание  узлов  представляет собою и очень своеобразную “гимнастику для ума”, пользу которой видела и ценила замечательный итальянский педагог Мария Монтессори...



 

Ещё раз отмечаем, что материал данной статьи взят с официального сайта семьи Никитиных.

Более подробно Вы можете ознакомиться с интересной семейной биографией Бориса и Лены Никитиных,  их семейными фотографиями, документальными фильмами, телепередачами с их участием, их взглядами, идеями, историей жизни их детей – на их замечательном сайте http://nikitiny.ru/

Семья Никитиных

 


Категория: Раннее развитие | Добавил: Sovenok-baby | Теги: методики раннего развития, раннее развитие
Просмотров: 1404 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar