Движения общие
[ Скачать с сервера (483.8 Kb) · Скачать удаленно (483 КБ) ] 21.03.2015, 14:19

Движения общие

у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Движения общие (0 - 1 года)

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

1 месяц

  • лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

2 месяца

  • лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову

3 месяца

  • лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову;

  • при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;

  • удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

4 месяца

  • то же, что в 3 месяца, но более ярко выражено

5 месяцев

  • долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук;

  • переворачивается со спины на живот;

  • ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

6 месяцев

  • переворачивается с живота на спину;

  • передвигается, переставляя руки или немного ползая

7 месяцев

  • хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)

8 месяцев

  • сам садится, сидит и ложится;

  • придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и спускается;

  • переступает, держась за барьер

9 месяцев

  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

10 месяцев

  • входит  на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее;

  • идет вперед с поддержкой за обе руки

 

11 месяцев

  • стоит самостоятельно;

  • делает первые самостоятельные шаги

 

12 месяцев

  • ходит самостоятельно (без опоры)

 
 
 

1 месяц

  • лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.)
     

Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправляя ему руки, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины.

 
 

2 месяца

  • лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову
     

Материал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, ему помогают: поправляют руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника от затылка до копчика.

Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

 
 

3 месяца

  • лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин)

Материал - яркая погремушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребенка. Если ребенок не пытается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль позвоночника.

Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин.

 
  • удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой - под мышки (под грудью).

Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с.

 
  • при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Методика выявления: взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упор ног не возникает, надо: положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или своему животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ребенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, захватывая внутренний и наружный свод стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.

Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
 


4 месяца

  • то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

 

5 месяцев

  • долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку, так чтобы он не касался ее руками, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок лежит, не опираясь на ладони выпрямленных рук, то надо несколько раз провести рукой от затылка до копчика вдоль позвоночника, поглаживая спину. Вызвать сосредоточение на игрушке, стоящей перед ребенком, после чего медленно поднимать ее вверх выше головы ребенка, на том же расстоянии от глаз ребенка.

Поведение ребенка: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук.

 
  • переворачивается со спины на живот

Материал - яркая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь, ему взяв за кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь ребенку лечь на бок, и, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается.
Если ребенок не переворачивается, задают вопросы матери ребенка, пытается ли ребенок сам перевернуться на живот, быстро ли он это делает, часто переворачивается.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение с помощью взрослого.

Мать отвечает положительно на все три вопроса.

 
  • ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

Методика выявления: ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору.

Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ребенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, после чего опять проверяют наличие упора ног.

Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.
 

 

6 месяцев

  • переворачивается с живота на спину

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ногу, приподнимают грудь и голову ребенка, помогают лечь на бок, если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивается на спину, проверка развития умения прекращается.

Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопросы матери, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого.

Мать отвечает утвердительно на все вопросы.

 
  • передвигается, переставляя руки или немного подползая

Материал - яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то игрушку приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой рукой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки подползти проверка умения прекращается.

Просят мать ребенка рассказать, как ребенок передвигается, лежа на животе.

Поведение ребенка: в течение 3-5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.
Мать положительно отвечает на вопрос и рассказывает, как передвигается ребенок.

 
 

7 месяцев

  • хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)

Материал - яркая звучащая игрушка (устойчивая).

Методика выявления: внимание лежащего на животе ребенка привлекают к игрушке, поставленной вне досягаемости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ребенком не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игрушку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно показав яркую, звучащую игрушку и поставив ее близко к ребенку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.

Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашивают у матери,лежит ли ребенок на животе, как он передвигается, может ли он ползать долго, быстро, менять направление.

Поведение ребенка: сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к игрушке, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

Мать рассказывает, как передвигается ребенок, характеризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.

 
 

8 месяцев

  • сам садится, сидит и ложится

Материал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см, если сидит - показывают сбоку и снизу и кладут вне досягаемости. Наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не садится ему, помогают лечь на бок, подтянув слегка за руку вверх, а затем, поддержав за спину и руку, помогают сесть.

Если нет условий для диагностики, спрашивают у матери, сидит ли ребенок, сам ли садится или она его сажаете, как он опускается - падает или ложится.

Поведение ребенка: поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.

Мать отвечает утвердительно на первый и второй вопросы и рассказывает, как ребенок ложится.

 
  • держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается

Материал - яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер. Потом игрушку кладут на подстилку сзади стоящего ребенка. Наблюдают не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не может встать с колена, взрослый сам поднимает его и придерживает руки ребенка на барьере.

Если нет условий для проверки, спрашивают мать, может ли ребенок сам, без поддержки, держась за опору, встать и стоять, может ли опуститься, или падает, расслабляя руки.

Поведение ребенка: цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

Мать отвечает утвердительно на первый и второй вопросы.

 
  • переступает, держась за барьер

Материал - яркая игрушка.

Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см - 1 м и в течение 1 мин наблюдают.

Если нет условий для проверки, задают вопросы матери ребенка, как и сколько ребенок стоит, держась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.

Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

Мать утвердительно отвечает на вопросы.

 

9 месяцев

  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

Материал - стол-барьер, горка, стул или другое на расстоянии 30-40 см друг от друга, игрушка.

Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50-70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.

Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не делает ни одного шага, взрослый, стоя от него на расстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается.

Спрашивают у матери, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой.

Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.

Мать отвечает утвердительно и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес).
 

 

10 месяцев

  • входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее

 

Материал - горка-манеж с тремя-четырьмя ступеньками и пологим скатом, с перилами, крупная игрушка.

Методика выявления: на площадку горки ставят игрушку и привлекают к ней внимание ребенка, наблюдают за ним не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимается вверх на горку, взрослый предлагает ребенку: "Смотри, вон мишка, иди сюда, возьми мишку, на возьми." Когда ребенок поднимается на горку, ему дают игрушку. Можно подвести ребенка к горке, положить его руки на перила и помочь сделать первый шаг.

Поведение ребенка: встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки приставным шагом, на площадке играет игрушкой, потом так же спускается или берется за перила с обеих сторон и поднимается вверх прямо, приставным шагом. На площадке играет. Спускается, так же держась за перила с обеих сторон.

 
  • идет вперед с поддержкой за обе руки

Методика выявления: взрослый ставит ребенка на пол лицом к себе, держит за кисти обеих рук и медленно идет назад, немного отходя от ребенка, ведет его на себя.

Поведение ребенка: шагает за взрослым, опираясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.

 

11 месяцев

  • стоит самостоятельно

Методика выявления: ребенка ставят около опоры и отходят, наблюдают 3-5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок держится за опору и стоит не отрываясь от нее, взрослый берет его за руку и отводит от опоры на два-три шага, останавливается и отпускает руку ребенка, разговаривает с ним.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы матери, падает ли ребенок, если его ставят на пол без опоры, как долго он может стоять без опоры.

Поведение ребенка: отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют.

Мать отвечает, что ребенок не падает, если его ставят без поддержки, стоит долго.

 
  • делает первые самостоятельные шаги

Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опоры.

Если нет условий для проверки, задают вопросы матери, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без поддержки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятельно.

Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

Мать отвечает утвердительно на оба вопроса.

 

12 месяцев

  • ходит самостоятельно (без опоры)

 

Материал - яркая игрушка.

Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).

Если нет условий для проверки, задают вопросы матери, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.

Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

Мать утвердительно отвечает на первый вопрос. Рассказывает, как он ходит и проходит до 3 м.


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: движения, диагностика, общая моторика
Просмотров: 1215 | Загрузок: 88
Всего комментариев: 0
avatar