Движения руки и действия с предметами
[ Скачать с сервера (556.9 Kb) · Скачать удаленно (556 КБ) ] 21.03.2015, 14:17

Движения руки и действия с предметами

у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Движения руки и действия с предметами (0 - 1 года)
 

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

3 месяца

  • случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью

4 месяца

  • рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки

5 месяцев

  • четко берет игрушку из рук взрослого;

  • удерживает в руке игрушку

6 месяцев

  • уверенно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

7 месяцев

  • игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и т.д.

8 месяцев

  • игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними;

  • подражает действия взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)

9 месяцев

  • с предметами действует по разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)

10 месяцев

  • самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.)

  • действия с предметами принимают устойчивый характер

 

11 месяцев

  • овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)

 

12 месяцев

  • самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.);

  • переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и т.д.)

 
 
 

3 месяца

  • случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью

 Материал - две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10-15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10-15 см над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, в которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.

Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки ребенку опускают ниже, на необходимую высоту и сдвигают ленты до ширины размаха рук.

Задают вопросы матери ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.

Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения рук. Мать отвечает положительно на оба вопроса.


4 месяца

  • рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки

Материал - погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5-10 см над грудью ребенка по средней линии.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

Задают вопросы матери, играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он делает с игрушками, как действует.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
В ответе матери перечислены все эти действия ребенка.

 

5 месяцев

  • берет игрушку из рук взрослого

Материал - погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: на высоте 20-30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, держат погремушку в течение 5 с, привлекают к ней внимание, передвигая погремушку слегка в сторону и вызывая звук.

Помощь ребенку: если реакции хватания не возникает, рекомендуется:

  • поглаживание рук ребенка от плеча до кисти по внутренней и наружной стороне руки,

  • потряхивание кисти с фиксацией руки в локтевом суставе,

  • потряхивание кисти с фиксацией руки в луче-запястном суставе;

  • тормошение ребенка с целью вызвать общее оживление.


После этого необходимо повторно проверить возможность ребенка взять игрушку, которую взрослый держит над его грудью ( можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне ладоней правой и левой руки, а затем опять показать игрушку).

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно одной рукой).

 
  • удерживает в руке игрушку

П р и м е ч а н и е. Этот показатель проверяется только у тех детей, которые умеют четко брать игрушку из рук взрослого.

Материал - погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: та же.

Помощь ребенку: если ребенок, взяв игрушку, сразу выпускает ее, необходимо побудить его опять взять ее, после чего взрослый своей рукой помогает ребенку удержать игрушку в течение 30 с. После этого повторяют проверку умения удерживать игрушку.

Поведение ребенка: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее в течение 30 с.
 


6 месяцев

  • уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую

Материал - 2-3 яркие погремушки, удобные для захватывания.

Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком перед ним или немного сбоку - справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса и не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле зрения ребенка, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы ребенок мог коснуться их.

Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

 

7 месяцев

  • игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и прочее

Материал - погремушка или другая яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.
Если ребенок не играет, задают вопросы матери ребенка, какие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.

Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый привлекает внимание к игрушке - гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает рукой ребенка на пищащую игрушку. Наблюдает.

Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).

Мать перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.

 

8 месяцев

  • игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств

Материал - мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками, взрослый показывает ему одно - два действия, побуждая к игре:

  • толкает рукой мяч,

  • снимает крышку с бидончика,

  • пододвигает игрушки к ребенку и наблюдает.


Если ребенок не пытается действовать, взрослый его рукой достает шар из миски и толкает его, наблюдая за дальнейшими действиями ребенка.

Если ребенок не играет, спрашивают мать, какие игрушки у ребенка, как он играет, может ли он катать мяч или шар, гремит ли погремушкой, может ли вынуть шар из миски, снять крышку и др.

Поведение ребенка: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с кастрюли, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия.

Мать рассказывает, как играет ребенок, и отвечает утвердительно на 2-3 вопроса.

 
  • подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.п.)

Материал - мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: привлекают внимание ребенка к игрушкам, повторно показывают  и называют три действия с ними, имеющиеся в опыте ребенка ("покатили мяч, опять покатили...").

Наблюдают не менее 20 мин.

Если ребенок не играет, задают вопросы матери, играете ли она с ребенком, показывает ли действия с игрушками, подражает ли ей ребенок, действует ли он повторно.

Поведение ребенка: смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

Мать отвечает утвердительно на все вопросы.

 

9 месяцев

  • с предметами действует по-разному в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)

Материал - резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч.

Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри, покатился мяч", "Откроем крышку, открыли" и пр., каждое действие повторяется 2-3 раза. После показа первого действия взрослый не менее 5 мин наблюдает за ребенком. При отсутствии действий, взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается.

Спрашивают мать, как ребенок играет мячом, резиновой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой.

Поведение ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
Мать рассказывает, как ребенок действует с предметами (в соответствии с показателем 9 мес).
 

 

10 месяцев

  • самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает)

Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Материал - миска с шарами, кастрюля с крышкой, шар или мяч.

Методика выявления: взрослый ставит перед ребенком миску и рядом кладет игрушки для вкладывания, ставит кастрюльку с крышкой. Наблюдает 15-20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками или его действия хаотичны, взрослый просит (без показа): "Вынь шарик, еще вынь". Затем: "Вложи шарик, еще вложи, покатай шар (мяч), открой крышку, закрой крышку". Повторяет инструкцию до 3 раз. Можно показать, как вложить, вынуть, как открыть, закрыть, после чего продолжить наблюдение.

Если ребенок не берет игрушку, спрашивают мать, просит ли она его что-нибудь делать, понимает ли он просьбы, умеет ли вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, может ли это сделать по просьбе (без показа).

Поведение ребенка: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнить действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

Мать утвердительно отвечает на все вопросы.
 

 

11 месяцев

  • овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)

 

Материал - стержень, прикрепленный к столу, или стержень пирамиды и два-три кольца с большими отверстиями, два-три кирпичика (10х5х2 см); стол с отверстиями и грибочками, скат с двумя-тремя шарами (диаметр 5-6 см), кастрюля с крышкой (из детского набора) и с игрушкой внутри.

Методика выявления: взрослый подводит ребенка к столу-барьеру, к столу или ящику с игрушками и наблюдает за ним в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок использует игрушки не по назначению, ему дают материал и предлагают: "Сними, открой, вынь, покатай, надень, закрой, вложи, наложи" (можно показать одно действие).

Если ребенок не контактирует, задают вопросы матери, чем играет ребенок, как играет, что делает с игрушками, может ли выполнить действие по ее просьбе.

Поведение ребенка: сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) - накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др..

Мать перечисляет предметы быта и игрушки, которыми играет ребенок, и рассказывает, как он играет. Может все делать по просьбе взрослого.

 

12 месяцев

  • самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.)

Материал - игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Перед ребенком ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.

Если ребенок не играет, спрашивают у матери, какие игрушки у ребенка, как он играет с куклой, собакой.

Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку), повторно или однократно. Выполняет любые три любых разных действия.

Мать рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес).

 
  • переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.)

Материал - машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, покатай куклу, повози собачку." После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.

Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.
 


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: Мелкая моторика, диагностика, действия рук
Просмотров: 1670 | Загрузок: 93
Всего комментариев: 0
avatar