Эмоции и социальное поведение
[ Скачать с сервера (507.8 Kb) · Скачать удаленно (507 КБ) ] 21.03.2015, 14:14

Эмоции и социальное поведение

малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Эмоции и социальное поведение (0 - 1 года)


Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

1 месяц

  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

2 месяца

  • быстро отвечает улыбкой на разговор с ним;

  • длительное сосредоточение на другом ребенке.

3 месяца

  • проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор);

  • ищет глазами ребенка, издающего звуки.

4 месяца

  • во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс  оживления»;

  • громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним;

  • ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

5 месяцев

  • радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

8 месяцев

  • смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет

9 месяцев

  • догоняет ребенка, ползет ему навстречу;

  • подражает действиям другого ребенка

10 месяцев

  • действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним

11 месяцев

  • радуется приходу детей;

  • избирательное отношение к детям

12 месяцев

  • протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом;

  • ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

 
 

1 месяц

  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого.

Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребенка.

Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2-3 раза.

Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему.
 

 

2 месяца

  • быстро отвечает улыбкой на разговор с ним

Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь 3 раза.

Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще 2-3 раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.

Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему.

 
  • длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке

Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют детей, вызывая звуки.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.

Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения заторможены.

 

3 месяца

  • проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор)

Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в течение 25-30 с, обращаясь 3 раза.

Если ребенок не контактирует, задают вопрос матери, радуется ли ребенок в ответ на общение, как проявляет радость.

Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного - двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

В ответах матери ребенка перечисляются эти же компоненты.

 
  • ищет глазами ребенка, издающего звуки

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.

Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.
 

 

4 месяца

  • во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок лежит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игрушкам, вызывая их звучание, приводя их в движение и касаясь рук ребенка. При необходимости взрослый может поговорить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется вне поля зрения ребенка.

П р и м е ч а н и е. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью дополнительных приемов и воздействий, она возникает не сразу, трудно и длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.

Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более.

 
  • громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним

Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до 3 раз.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы матери, как радуется ребенок, умеет ли смеяться.

Поведение ребенка: радуется, громко смеется.

Мать отвечает положительно на 2-й вопрос.
 

5 месяцев

  • радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит
     

Методика выявления: ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже. Взрослый наблюдает за его поведением.

Помощь ребенку: если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (30-40 см) и вкладывает в руку одному из соседей наблюдаемого ребенка погремушку, гремит ею, тормошит ребенка, вызывая оживление, но не разговаривает с ним.

Поведение ребенка: осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.
 


8 месяцев

  • смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет
     

Материал - игрушки, находящиеся на месте бодрствования ребенка.

Методика выявления: наблюдаемый ребенок бодрствует среди других детей. Наблюдают за ним не менее 20 мин.

Поведение ребенка: смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторно повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.
 

 

9 месяцев

  • догоняет ребенка, ползет к нему навстречу

Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, которые стоят у барьера или находятся на подстилке.

Помощь ребенку: если дети не общаются друг с другом, взрослый играет с ними - догоняет, убегает от них, идет навстречу, прячется (не все действия показывают сразу, а добавляют их действия, если наблюдаемый ребенок бездействует). Если после игры с детьми ребенок не продолжает ее, проверка прекращается.

Поведение ребенка: один ребенок, посмотрев на другого уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.).

 
  • подражает действиям и движениям другого ребенка

Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом.

Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки из находящихся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия. Наблюдает за тестируемым ребенком.

Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им - стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
 

 

10 месяцев

  • действует рядом с ребенком или одной игрушкой  с ним
     

Материал - стержень с кольцами, прикрепленный к столу, шары со скатом, ящик с игрушками.

Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, играющими на полу около одного пособия. Наблюдают в течение 20-30 мин.

Помощь ребенку: если наблюдаемый ребенок не начинает играть рядом или вместе с другими детьми (один-два ребенка), взрослый привлекает его внимание к действиям другого ребенка с игрушкой и может включиться в игру сам, чтобы вызвать активные действия наблюдаемого.

Поведение ребенка: действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).
 

 

11 месяцев

  • радуется приходу детей

Методика выявления: взрослый в течение 20 мин наблюдает за ребенком, который бодрствует на полу, в привычном для него месте, во время подъема детей после сна, в конце кормления.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на приход других детей, взрослый провоцирует его: он радостно приветствует пришедшего ребенка, берет его за руку, дает игрушку. Если после этого поведение ребенка не меняется, проверка прекращается.

Поведение ребенка: радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в манеж (за барьер).

 
  • избирательное отношение к детям

Методика выявления: взрослый наблюдает за поведением ребенка, бодрствующего среди детей, в течение 20 мин. Можно наблюдаемого ребенка поместить в манеж к детям.

Поведение ребенка: радуется поведению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет неудовольствие. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом.

Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
 

12 месяцев

  • протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом

Материал - игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: дети играют рядом. Взрослый наблюдает за ними в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если взаимодействия нет, взрослый говорит: "Дай Оле куклу, дай сама. На, Оля" - и своей рукой направляет руку ребенка с игрушкой к другому ребенку.

Поведение ребенка: действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: "На", может действовать молча.

 
  • ищет игрушку, спрятанную другим ребенком

Материал - игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку "Смотрите, собачка. - И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). - Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядывается, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а потом говорит наблюдаемому ребенку: "Где мишка? Найди мишку".

Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.

 


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: эмоции, диагностика, социальное поведение
Просмотров: 1370 | Загрузок: 94
Всего комментариев: 0
avatar