Навыки и умения в режимных процессах
[ Скачать с сервера (468.3 Kb) · Скачать удаленно (468 КБ) ] 21.03.2015, 14:24

Навыки и умения в режимных процессах

 

у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Навыки и умения малыша (0 - 1 года)
 

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

4 месяца

  • во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку

5 месяцев

  • ест с ложки полугустую и густую пищу

6 месяцев

  • хорошо ест с ложки, снимая пищу губами;

  • пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи

7 месяцев

  • пьет из чашки, которую держит взрослый

8 месяцев

  • ест корочку, которую сам держит в руке;

  • пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяцев

  • хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой;

  • формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания)

10 месяцев

  • закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев

11 месяцев

  • умения и навыки закрепляются

12 месяцев

  • самостоятельно пьет из чашки (держит руками и пьет)

 

 

4 месяца

  • во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку

Материал - бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.

Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. При кормлении грудью мать направляет его руки, а бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.

Задают вопросы матери ребенка, где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест.

Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления - руки на бутылочке. Мать отвечает положительно на второй вопрос.

 

5 месяцев

  • ест с ложки полугустую и густую пищу

Материал - глубокая детская тарелка или блюдце с кашей или пюре, чайная ложка.

Методика выявления: к губам ребенка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную пищей на 1/3, и, разговаривая с ребенком, предлагают ему есть.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам ребенка и к уголкам рта. Нельзя разжимать губы и надавливать на них.

Задают вопросы матери ребенка, кормит ли она своего ребенка с ложки, открывает ли он сам рот, как он снимает пищу с ложки.

Поведение ребенка: открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Мать отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как реагирует ребенок.

 

6 месяцев

  • хорошо ест с ложки, снимая пищу губами

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с соответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ребенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам ребенка и к уголкам рта.
Матери ребенка задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами или ждет, когда вложат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.

Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.
Мать утвердительно отвечает на первые два вопроса.

 

  • пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи

Материал - глубокое блюдце или неглубокая широкая чашка (пиала).

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с небольшим количеством жидкой пищи (40-50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Поведение ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

 

7 месяцев

  • пьет из чашки, которую держит взрослый

Материал - глубокое блюдце или широкая чашка, пиала. Масса жидкости - до 100 г.

Методика выявления: к губам ребенка, который полусидит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить.

Если проверяют развитие не во время кормления, задают вопросы матери ребенка, дает ли она ребенку пить из чашки, как он пьет из чашки.

Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100 г.).

Мать отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как пьет ребенок.

 

8 месяцев

  • ест корочку хлеба, которую сам держит в руке

Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка с небольшим количеством мякиша), кормят, давая возможность одновременно есть хлеб.

Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, придерживая руку ребенка, сам направляет хлеб к его рту. Если и после этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекращается.

Задают вопросы матери, дает ли она во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли ребенок хлеб, который держит.

Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.

Мать утвердительно отвечает на вопросы.

 

  • пьет из чашки, которую держит взрослый

Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем ко рту ребенка и предлагает пить.

Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрослый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, кладет руки ребенка на чашку. Если ребенок приоткрыл рот, можно слегка наклонить чашку, чтобы ребенку легче было пить.

Задают вопросы матери ребенка, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.

Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

Мать утвердительно отвечает на вопросы: "Протягивает руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку."

 

9 месяцев

  • хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

Материал - широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкости (100 г).

Методика выявления: во время кормления ребенок сидит за столом, взрослый протягивает ему чашку с питьем, придерживая ее за дно так, чтобы ребенок не уронил.

Помощь ребенку: взрослый изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее. Если ребенок не направляет руки к чашке, взрослый может поднять его руки и положить их на чашку, можно придержать руки ребенка на чашке, сопровождая действия словами.

Задают вопросы матери, какую активность проявляет ребенок во время кормления, придерживает ли руками чашку.

Поведение ребенка: четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее.

Мать рассказывает, как ведет себя ребенок во время кормления, и положительно отвечает на второй вопрос.

 

  • формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)

Методика выявления: взрослый (по потребности: после сна, в середине бодрствования, перед сном) сажает ребенка на горшок, сопровождая свои действия словами. Не следует задерживать ребенка на горшке дольше 2 мин.

Помощь ребенку: можно остаться рядом с ребенком, придерживать его рукой, чтобы он не встал, не упал. При возникновении отрицательных эмоций, проверку прекратить.

Задают вопросы матери, приучает ли она ребенка к горшку, как он относится к высаживанию на горшок.

Поведение ребенка: ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.

Мать положительно отвечает на первый вопрос и рассказывает о поведении ребенка, соответствующем 9 мес.
 

 

10  месяцев

  • закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.

 

11 месяцев

  • закрепляются умения, приобретенные в 9 мес.

 

12 месяцев

  • самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет)

Материал - широкая чашка, до 100 гр жидкости.

Методика выявления: во время кормления взрослый ставит чашку с питьем на стол перед ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не берет сам чашку или берет, проливая жидкость, взрослый берет чашку и со словами: "Возьми чашку, бери, держи, пей" - вкладывает ее в руки ребенка. Слегка прижимает руки к чашке, наблюдает. Помогает наклонить чашку и поставить ее на стол.

Задают вопросы матери, дает ли она ребенку пить из чашки, пьет ли он из чашки, может ли сам держать чашку и пить из нее.

Поведение ребенка: протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Мать отвечает утвердительно на все вопросы.


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: навыки и умения ребенка, диагностика
Просмотров: 1180 | Загрузок: 81
Всего комментариев: 0
avatar