Общие показатели нервно-психического развития ребёнка первого года жизни
[ Скачать с сервера (438.7 Kb) · Скачать удаленно (438 КБ) ] 21.03.2015, 17:09

Общие показатели

нервно-психического развития ребёнка

первого года жизни


 

Общие показатели развития

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт
(по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной).

 


10 дней

Зрительные ориентировочные реакции
  • Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Вздрагивает и мигает при резком звуке
 

18 - 20 дней

Зрительные ориентировочные реакции
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Успокаивается при сильном звуке

 

1 месяц

Зрительные ориентировочные реакции
  • Плавное прослеживание движущегося предмета
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)
Эмоции и социальное поведение
  • Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
Движения общие
  • Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним


2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции
  • Длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
  • Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Ищущие повороты головы при длительном звуке.
  • Поворачивает голову в сторону голоса взрослого
Эмоции и социальное поведение
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
  • Длительное сосредоточение на другом ребенке
Движения общие
  • Лежа на животе,  поднимает и некоторое время удерживает голову
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Повторно произносит отдельные звуки

 

3 месяца

Зрительные ориентировочные реакции
  • Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говоряще­го с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение
  • Проявляет (комплекс оживления) в ответ на эмоциональное общение  с ним (разговор).
  • Ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами
  • Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
Движения общие
  • Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.
  • При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
  • Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

 

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции
  • Узнает мать (радуется)
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Поворачивает голову в сторону неви­димого источника звука и находит его.
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение
  • Во время бодрствования часто и легко возникает“комплекс оживления”.
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
  • Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие
  • То же, что в 3 мес., но более ярко выражено.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Гулит.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

 

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции
  • Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого  взрослого).
Слуховые
ориентировочные реакции
  • Узнает голос матери или близкого человека.
  • Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
Эмоции и социальное поведение
  • Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами
  • Четко берет игрушку из рук взрослого.
  • Удерживает в руке игрушку.
Движения общие
  • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  • Переворачивается со спи­ны на живот.
  • Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Подолгу певуче гулит.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

6 месяцев

Слуховые
ориентировочные реакции
  • По-разному реагирует на свое и чужое имя
Движения руки и действия с предметами
  • Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую
Движения общие
  • Переворачивается с живот на спину.
  • Передвигается, переставляя руки или немного ползая
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Произносит отдельные слоги
  • (начало лепета)
Навыки и умения в режимных процессах
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи

 

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами
  • Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает бросает ее и др
Движения общие
  • Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • На вопрос “где?” ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый

 

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение
  • Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет
Движения руки и действия с предметами
  • Игрушками занимается долго и разно-образно действует ими.
  • Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)
Движения общие
  • Сам садится сидит и ложится.
  • Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.
  • Переступает, держась за барьер.
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • На вопрос “где?” находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например “Ладушки”, “Дай ручку” и др.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Громко, четко и повторно произносит различные слоги
Навыки и умения в режимных процессах
  • Ест корочку, которую сам держит в руке.
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый

 

9 месяцев

Слуховые
ориентировочные реакции
  • Плясовые движения под плясовую мелодию
Эмоции и социальное поведение
  • Догоняет ребенка, ползет ему на встречу.
  • Подражает действиям и движениям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами
  • С предметами действу­ет по-разному, в зависимос­ти от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)
Движения общие
  • Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за их руками.
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • На вопрос “где?” находит не сколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположе­ния.
  • Знает свое имя, оборачивается на зов.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Подражает взрос лому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой.
  • Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

 

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение
  • Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами
  • Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает, вынима­ет и вкладывает и др.).
  • Действия с предметами принимают устойчивый характер.
Движения общие
  • Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит с нее.
  • Идет вперед с поддержкой за обе руки.
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • По просьбе “дай” находит и дает знакомые предметы среди других и дает их.
  • При заигрывании с ним (“догоню- догоню”, “Сорока- ворона”, “прятки” и др.)  выполняет разучен­ные дейст­вия и движения.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете
Навыки и умения в режимных процессах
  • Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

 

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение
  • Радуется приходу детей.
  • Избирательное отношение к де­тям
Движения руки и действия с предметами
  • Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень)
Движения общие
  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые самостоятельные шаги.
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).
  • Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.).
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Произносит первые словообозначения, например, “ав-ав”, “кис-кис”, “дай”.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Умения и навыки закрепляются.

 

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции
  • Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову).
  • Узнает на фотографии знакомого взрослого, мать
Эмоции и социальное поведение
  • Протягива­ет другому ребенку и отдает игрушку сопровождая
  • смехом и лепетом.
  • Ищет игрушку спрятанную другим ребенком
Движения руки и действия с предметами
  • Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.).
  • Переносит действия разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.).
Движения общие
  • Ходит самостоятельно (без опоры).
Подготовительные этапы развития понимания речи
  • Понимает (без показа) названия нескольких предметов действий, имена взрослых и детей.
  • Выполняет отдельные поручения (“найди”, “принеси”, “отдай тете”, “положи на место” и др.)
  • Понимает слово “нельзя” (прекращает действие).
  • Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер.
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Подготовительные этапы развития активной речи
  • Легко подражает новым слогам.
  •  Произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения в режимных процессах
  • Самостоятельно пьет из чашки (держит руками и пьет).

 

Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: диагностика
Просмотров: 1919 | Загрузок: 90
Всего комментариев: 0
avatar