Подготовительные этапы развития активной речи
[ Скачать с сервера (483.8 Kb) · Скачать удаленно (483 КБ) ] 21.03.2015, 14:22

Подготовительные этапы

развития активной речи

у малыша первого года жизни

 

Давайте рассмотрим, что должен уметь малыш на каждом возрастном периоде.

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Этапы развития активной речи (0 - 1 года)


Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

1 месяц

  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 месяца

  • повторно произносит отдельные звуки

4 месяца

  • гулит

5 месяцев

  • подолгу певуче гулит

6 месяцев

  • произносит отдельные слоги (начало лепета)

7 месяцев

  • подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

8 месяцев

  • громко, четко и повторно произносит различные слоги

9 месяцев

  • подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые есть в его лепете

10 месяцев

  • подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

11 месяцев

  • произносит первые словообразования, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»

12 месяцев

  • легко подражает новым слогам;

  • произносит 5 – 10 облегченных слов

 

1 месяц

  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

 

Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25-30 см от его глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).

Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, разговор с ним продлевается до 1-2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.

Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
 


2 месяца

  • повторно произносит отдельные звуки

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потормошить ребенка.

Задают вопрос матери ребенка, издает ли звуки ребенок, какие.

П р и м е ч а н и е . Метод опроса матери предназначен для проверки развития ребенка в условиях поликлиники.

Поведение ребенка: издает отдельные гласные и согласные звуки  без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым.
Мать отвечает, что ребенок издает звуки, и приводит пример.
 


4 месяца

  • гулит

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают.

Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой (речевой) активности, т.е. через 10-15 мин после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.

Задают вопросы матери ребенка, произносит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит.

Поведение ребенка: гулит сам или через 1-3 мин после общения с ним взрослого.
Из ответов видно, что ребенок гулит.
 


5 месяцев

  • подолгу певуче гулит

Методика выявления: наблюдают в течение 30 мин за лежащим ребенком. В помещении должно быть тихо.

Помощь ребенку: если за период наблюдения звуки у ребенка не возникли, то можно повторить наблюдение в благоприятное по режиму время (после кормления, при засыпании, после общения) или провоцировать у него произнесение звуков (певучее гуление), вызывая "перекличку" со взрослым, подражание взрослому.

Задают вопросы матери, произносит ли ребенок звуки, какие звуки, как он их произносит.

Поведение ребенка: длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

Мать отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как гулит ребенок (долго, певуче).
 

 

6 месяцев

  • произносит отдельные слоги

Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в любой позе, наблюдают 20-30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит хотя бы один слог, с ним "перекликаются", вызывая подражание какому-либо одному слогу.

Если ребенок спонтанно не произносит звуки, спрашивают мать, какие звуки или слоги произносит ребенок, и просят привести пример, произносит ли такие слоги, как "ма", "ба" или другие.

Поведение ребенка: однократно или редко произносит какой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Мать утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.
 

 

7 месяцев

  • подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги

​Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взрослого, произносят повторные слоги, имеющиеся в лепете ребенка.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы матери, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.

Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др..

Мать утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.

 

8 месяцев

  • громко, четко и повторно произносит различные слоги

 

Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4-5 раз один-два слога (с паузами).

Задают вопросы матери ребенка, какие слоги произносит ребенок, долго ли он лепечет.

Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

Мать называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.
 


9 месяцев

  • подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете

Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком, четко с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек.

Помощь ребенку: если ребенок через 1-2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15-20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движения его губ.

Задают вопросы матери ребенка, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги за ней, какие слоги повторяет.

Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет слоги.

Мать называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.

 

10 месяцев

  • подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка

 

​Методика выявления: сидя перед ребенком, четко, раздельно, повторно произносят два-три новых для него слога.

Помощь ребенку: если ребенок не повторяет слоги, взрослый, разговаривая с ним, произносит повторно слоги, которые есть в лепете ребенка, и вступает с ним в "перекличку", после чего постепенно вводит новые для ребенка слоги и вызывает их повторение. Проверку можно проводить не более 20 мин.

Задают вопросы матери ребенка, какие слоги произносит ребенок, повторяет ли он за ней новые слоги, какие слоги он произносит, повторяет.

Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1-2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
Мать отвечает утвердительно и приводит пример произносимых и повторяемых слогов

 

11 месяцев

  • произносит первые слова - обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.

Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!", задает вопросы: "Что это?", сам же отвечает: "Машина - би-би, скажи би-би". Каждую инструкцию повторяют 2-3 раза с паузами.

Спрашивают у матери, произносит ли ребенок отдельные слова, обозначает ими что-нибудь,просят привести пример.

Поведение ребенка: во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит не менее двух слов.
Мать отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.

 

12 месяцев

  • легко подражает новым слогам

Методика выявления: взрослый сидит перед ребенком и произносит с разной интонацией слоги в разном сочетании, новые для ребенка. В помещении тихо. Ребенок должен видеть мимику взрослого и движения его губ.

Помощь ребенку: если ребенок молчит, взрослый после паузы (20-30 с) побуждает ребенка к подражанию новым звукам, если лепечет ребенок, то взрослый повторяет слоги за ним, а затем произносит повторно новые слоги.

Спрашивают у матери, перекликается ли она с ребенком, произносит ли он повторно за ней новые слоги, их разные сочетания.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция.
Мать отвечает утвердительно на оба вопроса.

 
  • произносит пять-десять облегченных слов

Материал - игрушки, названия которых ребенок повторяет.

Методика выявления: проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, показывает ребенку куклу, другие игрушки и спрашивает: "Что это? Кто это?"

Помощь ребенку: если ребенок не отвечает, после паузы 5-6 с предлагают: "Скажи "ля-ля"; скажи "киса - кс-кс"; скажи "собачка - ав-ав" и др. Название игрушки совпадает с ее показом: "Посмотри, ля-ля топ-топ, скажи "топ-топ". Показывают игрушки, говорят: "Хочешь? Попроси - "дай-дай".

Спрашивают у матери, говорит ли ребенок, как он называет предметы.

Поведение ребенка: повторяет за проверяющим слова "Дай, так, топ-топ" и др. при показе игрушек, называет их облегченными словами, повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция, произносит до пяти слов.

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, как говорит ребенок, называет не менее пяти слов, звукосочетаний, звукоподражений.


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: диагностика, речевое развитие, активная речь
Просмотров: 1422 | Загрузок: 93
Всего комментариев: 0
avatar