Подговительные этапы развития понимания речи
[ Скачать с сервера (489.9 Kb) · Скачать удаленно (489 МБ) ] 21.03.2015, 14:21

Подготовительные этапы

развития понимания речи

у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Этапы развития понимания речи (0 - 1 года)
 

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

7 месяцев

  • на опрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте

 

8 месяцев

  • на вопрос «где?» находит несколько (2 – 3) предметов на постоянных местах;

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «Ладушки», «Дай ручку» и др.

 

9 месяцев

  • на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения;

  • знает свое имя, оборачивается на зов 

 

10 месяцев

  • по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы среди других и дает их;

  • при заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки» и др) выполняет разученные действия и движения

 

11 месяцев

  • по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.);

  • появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

 

12 месяцев

  • понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей;

  • выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.);

  • понимает слово «нельзя» (прекращает действие);

  • некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер;

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.

 
 
 

7 месяцев

  • на вопрос "где?" находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.)

Материал - озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.

Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком) и спрашивают: "Где....?" (повторяют 2-3 раза).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее, спрашивает: "Где...?" - и сразу показывает, ставит на место, так чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где...?" После паузы (25-30 с), поместив ребенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игрушке, опять спрашивают: "Где...?"

Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.

Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают мать, понимает ли ребенок название какого-либо предмета, спрашивает ли она у ребенка, где предмет, находит ли он глазами то, что она называете.

Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Мать отвечает утвердительно на все вопросы.
 

 

8 месяцев

  • на вопрос "где...?" находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах


Материал - игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах.

Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах (где ...?").
Вопрос о каждом предмете задают до 3 раз с паузой 5 секунды.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе к называемому предмету так, чтобы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают мать, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как она проверяет, спрашивает ли "где...?".

Поведение ребенка: на вопрос "где...?" поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос и рассказывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понимает ребенок.

 
  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.

 

Методика выявления: ребенка просят: "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку".

Инструкцию повторяют два раза. Проверяющий взрослый должен быть знаком ребенку.

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, можно показать требуемое движение 2-3 раза, действуя его руками и сопровождая действия соответствующими словами, после чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай ручку".

Если нет контакта с ребенком, спрашивают мать, может ли ребенок по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.

Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений.

Мать отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.

 
 

9 месяцев

  • на вопрос "где...?" находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения

Материал - три-четыре игрушки, которые ребенок находит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов).

Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка? (...лошадка? ...мишка?)" Игрушки переставляют и спрашивают: "Где...?" Вопрос повторяют 2-3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках.

Помощь ребенку: если ребенок на вопросы "Где?" не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где собачка? Посмотри, вот собачка! - показывает. Ой, нет собачки! - прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку.

После этого спрашивает: "Где собачка?" И также спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается.
Задают вопросы матери ребенка, какие слова понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах.

Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.

Мать перечисляет предметы, названия которых понимает ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос.
 

  • знает свое имя

Методика выявления: ребенка зовут, называют по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же контексте, и затем после паузы - опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз.

Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.

 

10 месяцев

  • по просьбе "дай" находит знакомые предметы среди других и дает их

Материал - игрушки, знакомые ребенку (две-три): кукла, мяч, мишка, кошка или собака, машина и др.

Методика выявления: ребенка ставят на пол около опоры или сажают, игрушки размещают вокруг него среди других предметов. Просят: "Дай куклу, дай кошку, собачку" и т.д. Повторяют два раза. Нельзя указывать на предмет рукой.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет игрушку, ему можно показать на нее, назвать ее и попросить дать. После этого попросить найти и принести другие игрушки (две-три).

Если ребенок не контактирует, задают вопросы матери, просит ли она ребенка, дать ей машину (мишку), выполняет ли ребенок ее просьбы.

Поведение ребенка: находит, берет и дает  две из трех называемых игрушек.

Мать отвечает утвердительно на оба вопроса.
 

 

11 месяцев

  • по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.)

 

Материал - игрушки, находящиеся в пользовании у ребенка,- кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чашка).

Методика выявления: ребенку предлагают без показа покормить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выполнил задачу, взрослый ставит игрушку перед ребенком и просит: "Поводи куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает "Ешь, собачка" ил "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку "Покорми куклу".

Поведение ребенка: по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия.

 
  • появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, дает любую куклу, которая сидит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.)

 

Материал - разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомы ребенку.

Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кукла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" или "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрослый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"

Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают мать, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок и спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?".

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают мать ребенка, просит ли она ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях квартиры, находить несколько машин, кукол среди игрушек или другое, как ребенок выполняет ее просьбы.

Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.
Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

Мать утвердительно отвечает на первый вопрос и рассказывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.

 
 

12 месяцев

  • понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место")

Материал - игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка, названия которых ребенок знает, или предметы одежды ребенка.

Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, закрыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а матрешку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку маме, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).

Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают мать, просит ли она ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок ее просьбы.

Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос, рассказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.).
 

 
  • понимает слово "нельзя" (прекращает действие)

Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно повторить запрет 2-3 раза. Не допускается называть действия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогать") или непосредственно воздействовать на ребенка - прекращать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.

Спрашивают мать ребенка, если ребенок выполняет нежелательные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запрете, если она не прекращает действие сама.

Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать).

Мать отвечает утвердительно на первый вопрос. Рассказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекратил действие.
 

 
  • некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер

Материал - игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.

Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2-3 раза.

Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений.


 

  • по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками

Материал - игрушки, находящиеся в пользовании ребенка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.

Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай лялю, бай-бай", ставят собачку и тарелочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и говорят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2-3 раза.

Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.
 


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: диагностика, понимание речи, пассивная речь
Просмотров: 1007 | Загрузок: 79
Всего комментариев: 0
avatar