Слуховые ориентировочные реакции
[ Скачать с сервера (475.7 Kb) · Скачать удаленно (475 КБ) ] 16.03.2015, 19:53

Слуховые ориентировочные реакции

у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Слуховые ориентировочные реакции (0 - 1 года)
 

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.


Слуховые ориентировочные реакции - это реакция малыша на звучащие голоса, предметы и т.д.
 

10 дней

  • вздрагивает и мигает при резком звуке

18 - 20 дней

  • успокаивается при сильном звуке

1 месяц

  • длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

2 месяца

  • ищущие повороты головы при длительном звуке;

  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого

4 месяца

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его;

  • по разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

5 месяцев

  • узнает голос матери или близкого человека;

  • различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи

6 месяцев

  • по-разному реагирует на свое и чужое имя

9 месяцев

  • плясовые движения под плясовую мелодию

 

10  дней

  • вздрагивает и моргает при резком звуке

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 - 40 см 2-3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

 

18 - 20  дней

  • длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)

Материал - погремушка с сильным звуком.
 

Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5-10 с.

Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20-30 см).

Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены.

 

2 месяца

  • ищущие повороты головы при длительном звуке

Материал - громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.

Методика выявления: гремят погремушкой 3-5 с на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.
 

Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2-3 раза погреметь погремушкой справа и слева.
Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону.
 

  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого

Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребенком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40-50 см) в течение 1 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего взрослого, а затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку.

Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".

 

4 месяца

  • поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами

Материал - громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 50-70 см, гремят погремушкой 3-4 раза (паузы - 2 с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: слушает в течение 2-3 с и четко поворачивается в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 сек.
 

  • по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии

Материал - металлофон, губная гармошка (можно без материала).

Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спокойную) песню. Пауза - 15-30 с. Затем играет или поет ребенку оживленную плясовую мелодию. После паузы 15-30 с опять поет колыбельную.

Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекватной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживленно двигая его руками и ногами, поглаживая ручки и ножки во время звучания колыбельной мелодии.

Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

 

5 месяцев

  • узнает голос матери или близкого человека

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, издали, вне поля зрения, ласково говорит незнакомый взрослый в течение 30 с, после паузы (30 с) - мать или другой знакомый взрослый и опять после паузы - незнакомый взрослый.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на голос знакомого человека, то проверить реакцию ребенка на голос мужчины и знакомого взрослого.
Задают вопрос матери, как реагирует ребенок на ее голос, узнает ли ребенок ее голос.

Поведение ребенка: к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу матери или знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает.

Из ответов матери понятно, что ребенок узнает ее голос.
 

  • различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему и так, чтобы он не видел выражения лица взрослого, говорят ласково 3-4 раза, после паузы (5 с) - строго и опять ласково.

Помощь ребенку: если реакция отсутствует, разрешается повторить обращение к ребенку с разной интонацией, так чтобы он увидел изменение мимики лица взрослого в соответствии с интонацией.
Задают вопросы матери ребенка, разговаривает ли она с ребенком строго, как он ведет себя при этом, успокоится ли он, если с ним потом заговорить ласково.

Поведение ребенка: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую - сосредоточивается, хмурится, может заплакать.
Мать отвечает положительно на первый вопрос и описывает адекватное поведение, отвечая на второй и третий вопросы.
 

6 месяцев

  • по-разному реагирует на свое и чужие имена
     

Методика выявления: ребенок лежит на спине или животе. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, резко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1-2 с, затем после паузы 2-3 с - имя ребенка и после паузы - опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

 

9 месяцев

  • плясовые движения под плясовую мелодию

Материал - металлофон.

Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3-5 с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы,- опять спокойную

Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается.

Матери ребенка задают вопросы, поет ли она какие-либо песни, пляшет ли с ним, как он реагирует на веселую плясовую мелодию.

Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.

Мать утвердительно отвечает на все вопросы.


Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: диагностика, зрительные ориентировочные реакции
Просмотров: 1773 | Загрузок: 92
Всего комментариев: 0
avatar