Зрительные ориентировочные реакции
[ Скачать с сервера (564.5 Kb) · Скачать удаленно (564 КБ) ] 11.03.2015, 20:15

Зрительные ориентировочные реакции


у малыша первого года жизни

 

Показатели развития составлены Э.Л.Фрухт по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, С.М.Кривиной.

  • Вначале представлена общая краткая таблица с возрастными показателями, соответствующими определённому возрастному периоду.

  • Затем - подробное описание инструкций по выполнению заданий.

Зрительные ориентировочные реакции (0 - 1 года)
 

Данные показатели не направлены на постановку диагноза,
а лишь позволяют распознать общую картину развития
и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

 

Зрительные ориентировочные реакции - это зрительная реакция малыша на предметы, явления, события и т.д.

Зрительная система новорожденного формируется не сразу.
 

10 дней

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение)

18 - 20 дней

  • удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

1 месяц

  • плавное прослеживание движущегося предмета

2 месяца

  • длительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого;

  • длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

3 месяца

  • зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке)

4 месяца

  • узнает мать (радуется)

5 месяцев

  • отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

12 месяцев

  • различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову);

  • узнает на фотографии знакомого взрослого, мать.

 

Рассмотрим показатели зрительных ориентировочных реакций у малыша по возрастным эпикризным срокам.

 

10  дней

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Материал - погремушка с шаром (диаметр 5-10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2-3 раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.

П р и м е ч а н и е. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление взгляда ребенка, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

 

18 - 20 дней

  • удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращается.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.

 

1 месяц

  • плавное прослеживание движущегося предмета

Материал - яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.


Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

 

2 месяца

  • длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого

Материал - яркая игрушка (диаметр - 5-10 см).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой,  подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызывая звук.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается.
 

  • длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Материал - яркая игрушка (диаметр - 5-10 см).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее вправо и влево от средней линии на высоте 40-50 см, один раз в каждую сторону.

Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет игрушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.

Поведение ребенка: следит непрерывно (10-15 с) за игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.
 

3 месяца

  • зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке)

Материал - яркая звучащая погремушка.

Методика выявления: (проверяют только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикальном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикальном положении, а другой показывает ему игрушку, держат ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух - трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или на игрушку в течение 10 с.

 

4 месяца

  • узнает мать или близкого человека (радуется)

Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 3-5 секунд) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним.

При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитателей, няня группы.

Поведение ребенка: на мать или знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда мать отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

 

5 месяцев

  • отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу - незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у детей способности различать, вызывать узнавание взрослых наиболее часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы матери ребенка, как ребенок реагирует на незнакомого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов матери видно, что ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых.
 

12 месяцев

  • различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого)

Материал - кубик деревянный 5х5х5 см (4х4х4 см), кирпичик деревянный 2х5х8 см (1х4х7 см), одинаково окрашенные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.

Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпичик? Дай мне кубик, дай кирпичик".

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где кубик?" и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребенка: "Покажи, где кирпичик?" Берет кирпичик и дает ребенку: "На, возьми кирпичик", "Дай мне кирпичик. А где кубик?"

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик.
 

  • узнает на фотографии знакомого взрослого, мать

Материал - фотография (3х5 см) матери или близкого человека (в доме ребенка - сотрудника группы).

Методика выявления: ребенку показывают фотографию и спрашивают: "Кто это?" Если он не говорит, просят: "Покажи, где мама?" или "Где Анна Павловна?" (повторяют 2-3 раза).

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если говорит, называет взрослого, изображенного на фотографии.


 

Категория: 0 - 1 год | Добавил: Sovenok-baby | Теги: диагностика, зрительные ориентировочные реакции, зрительные реакции
Просмотров: 2493 | Загрузок: 99
Всего комментариев: 0
avatar