Особенности восприятия у ребенка
25.02.2022, 08:09

Особенности восприятия




 

возрастные периоды познавательных процессов ребенка

особенности развития процесса восприятия

 

 


Возрастные периоды познавательных процессов ребёнка

 

 

В период дошкольного возраста у ребенка создаётся фундамент для формирования психического развития. То есть формирование таких познавательных процессов, как:

  • ощущение

  • непроизвольное внимание

  • активная речь

  • предметное восприятие


У детей дошкольного возраста отмечаются следующие этапы развития:

  • с рождения до 1 года - младенческий возраст: развитие ощущений у ребенка

  • от 1 года до 3 лет - ранний возраст: развитие речи

  • от 3 до 6 лет - дошкольный возраст: развитие восприятия

То есть на каждом этапе формируются определённые свойства личности (психические процессы), которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап.

Если ребёнок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность - то может наступить задержка развития данного периода. И  это может повлечь за собой отставание других психических явлений и перехода на следующий возрастной этап.


 



Особенности развития процесса восприятия

 

 

Восприятие - это процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, поверхность тела), благодаря которому у человека складывается картинка реального мира.

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами.

Даже когда предмет "убирают" от нас, мы по одному - нескольких свойствах (на запах, ощупь, по описанию...) можем представить его вновь.

При первой встрече с предметом формируется его образ, который мы можем мысленно воссоздать.
Он будет не очень точным, а схематичным или выделится какое-то одно свойство - тогда образ предмета будет называться представлением.
По мере накопления знаний о предмете представление будет уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету.

Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться.

Задача развития восприятия - сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Главное условие - это обучение ребёнка действиям с этими предметами.
И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности.
Это - перцептивные действия, или воспринимающие, обследовательские.

Если ребенок обучен основным действиям и правилам восприятия, тогда он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления, получать правильные представления о них.
Если ребенок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная активность, любознательность.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка:

  • лепки, рисования

  • конструирования

  • ролевых и дидактических игр

  • чтения книг

  • просмотра фильмов

  • спортивных занятий

  • музыки

  • прогулок

 

Развитие процесса восприятия имеет свои особенности.
 

Младенческий и ранний возраст (с рождения до 3 лет)


У малыша восприятие носит предметный характер и он пока не выделяет их свойства, детали, части, особенности.

Обычно перцептивные действия примитивны и сразу переходят исполнительские по воздействию на предмет:

  • захватывание предмета

  • бросание предмета

  • манипулирование предметом

Ребенок ощупывает предметы руками, сначала всей кистью, а затем пальцами, останавливаясь на отличительных деталях.
Пока еще путает предметы, может не узнать знакомый предмет, если его повернуть или показать только его часть.

При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие. А иногда  и только одно свойство и по нему отличает один предмет от других предметов.
Например, трава - зелёная, лимон - кислый и жёлтый...

Но постепенно, взрослея, действуя с предметами, ребенок уже начинает начинает обнаруживать их отдельные свойства путём:

  • прикладывания предметов друг к другу для сравнения

  • наложения

  • измерения


 

Младший дошкольный возраст (3 - 4 лет)


Постепенно, действуя с предметами, ребенок уже начинает:

  • обнаруживать отдельные свойства предмета

  • понимать разнообразие свойств в предмете

  • уметь отделять свойства от самого предмета

  • уметь замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете

     

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)


Ребенок осваивает приёмы активного познания свойств предметов:

  • наложение предметов

  • прикладывание предметов друг к другу

  • измерение


В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств:

  • цветом, формой, величиной

  • характеристиками времени, пространства

  • вкуса, запаха

  • звука

  • качества поверхности

Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

За этот период у него формируются представления:

  • основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, многоугольник)

  • семь цветов спектра, а также - белый, черный цвета

  • параметры величины (длина, ширина, высота, толщина)

  • пространство (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу)

  • время (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты...)

  • свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности ...)

 

Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет)


Ребёнок учится:

  • различать разновидности этих свойств

  • обнаруживать их сочетание в целостных предметах

  • учится и словесному описанию

  • использованию свойств предметов в разных видах деятельности

 

В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия.

Если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован систему и иметь проблемы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.

Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.


 

 

 

Категория: Восприятие | Добавил: Sovenok-baby | Теги: сенсорика, восприятие, этапы работы
Просмотров: 49 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2

avatar