Делим слова на слоги



Что такое слог?



Слоги - это части, на которые слово делится в процессе устной речи.

 

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ

 

В слоге всегда имеется только один гласный звук.

А согласных звуков в слове:  
   * может не быть (и - ва: в слоге "и" - только один гласный)
   * может быть один согласный (ка - ша)
   * может быть несколько согласных (пор - трет)

 

Когда мы произносим слово, то на каждый слог у нас идёт как бы выдыхательный толчок воздуха.



Ребёнка 4 - 5 лет необходимо научить:


 Различать длинные и короткие слова

Запоминать и воспроизводить:

       - цепочки слогов со сменой ударения и интонации (ба - ба - БА, па - ПА - ПА...)
       - цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными (да - та, га - ка - ха...)
       - цепочки слогов со стечением согласных (спа - спо - спу, спа - зба...)


​​​​​​​ Определять слоговой рисунок слова путём простукивания, прохлопывания, протопывания и правильно передавать данный ритмический рисунок слов (см. Примеры ниже)

​​​​​​​ Сформировать понятие "слог" (часть слова)
 

Главное, чтобы ребенок понял:
СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ ОТЛОЖЕНО, СТОЛЬКО ЖЕ И СЛОГОВ В СЛОВЕ


Данные задания выполняются вместе со взрослым.
То есть вначале взрослый активно помогает ребёнку.




 

Как научить ребёнка делить слова на слоги



 "Ладошка под подбородком"

Кладём ладошку под подбородок.
Проговариваем слово чётко, не спеша и считаем, сколько раз подбородок опустился вниз.



 "Считаем камешками..."

На каждый слог откладываем по:
   * камешку
   * маленькому кубику
   * вырезанными кругами, квадратами
   * валочками... и т.д.


* * * * * * *
Например, играем со словом "машина".

- Давай посчитаем, сколько слогов в слове "машина".
- Слушай: "МА" (ребенок повторяет слог за взрослым и откладывает камешек)
- "ШИ" (ребенок повторяет слог и откладывает камешек)
- "НА" (ребенок повторяет слог и откладывает камешек)

В конце спрашиваем:
- Сколько камешек ты отложил? (три камешка)
- Молодец, значит в слове "ма-ши-на" три слога!



 "Ставим точки"

Игра аналогична игре выше, только в данном варианте мы на каждый слог на листе бумаги:
   * рисуем кружочек
   * ставим чёрточку
   * отщипываем кусочек пластилина...




 "Считаем пальчиками"

Вначале все пальчике на руке сжимаем.
Проговариваем слово по слогам, одновременно выдвигая каждый пальчик для каждого слога.

В конце спрашиваем:
- Сколько пальчиков ты показал (-а)?
- Молодец, значит в слове (например, жи-раф) два слога!



 "Считаем шагами"

Проговариваем слово по слогам, одновременно шагая.
Каждый шаг - это один слог.
Шагаем на каждый слог.

В конце спрашиваем:
- Сколько шагов ты сделал (-а)?
- Молодец, значит в слове (например, лев) один слог!

Можно заранее положить на пол вырезанные квадраты последовательно (от 1 до 5, например).
Ребёнок проговаривает каждый слог и одновременно встаёт на квадрат с цифрой
(последовательно):
   * МА (1 цифра)
   * ШИ (2 цифра)
   * НА (3 цифра)
   * 3 слога (в слове "машина" - и стоим на цифре 3 )
В итоге видно - сколько слогов, на той цифре он и стоит.




 "Хлопаем ладошками"

Проговариваем слово по слогам, одновременно прохлопывая его ладошками.
На каждый слог ребёнок должен хлопнуть в ладошки
(при необходимости взрослый помогает)

В конце спрашиваем:
- Сколько раз ты хлопнул (-а) в ладошки?
- Молодец, значит в слове (например, му-ха) два слога!

​​​​​​​(данный вариант посложнее, так как малыш должен при прохлопывании запоминать количество хлопков)


 

Категория: Делим слова на слоги | Добавил: Sovenok-baby (06.11.2021)
Просмотров: 56 | Теги: слоги, делим слова на слоги | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar